воскресенье, 19 февраля 2017 г.

Общественный транспорт в Казахстане - я знаю что делать! Мнение диванного эксперта


С высоких трибун уже много лет то и дело летят громкие призывы - "горожане, пользуйтесь общественным транспортом, разгружайте дороги, улучшайте экологию! Чиновники, хватит разъезжать в своих Крузаках и Лексусах, будьте ближе к народу!", и все в таком же духе. 

Но ничего не происходит ( и не произойдет), потому что в моем родном Шымкенте, к примеру, на автобусах ездят люди с большинстве от безысходности, те, кого нет своего авто, или иной возможности доехать до места. То есть мы все стремимся уйти от всего этого душного, гремящего безобразия и купить себе машину.  И это главная проблема, а как следствие так же проблема загруженности дорог, отсюда  пробки и экологические проблемы.


Типичный способ трамбовки пассажиров в Шымкенте

Давайте разберемся, почему общественный транспорт имеет столь низкий статус в глазах людей, и что нужно сделать чтобы автобусы и маршрутки были достойной альтернативой личному автомобилю.

Для начала сравним, какие возможности и преимущества предлагает нам личный автомобиль, и сравним его с общественным транспортом ( автобусом). Я намеренно не буду брать в сравнение функции, связанные со статусностью, роскошью личного авто, лишь транспортные функции.

Личный автомобиль:
- Всегда готов к поездке, его не надо ждать, на него можно положиться.
- Там чисто и приятно пахнет.
- Личное пространство никто не нарушает.
- Обычно есть кондиционер и приятная музыка.
- Позволяет ехать туда, где нет общественного транспорта.
- Прозрачное ценообразование (стоимость эксплуатации), ты знаешь сколько потратил на топливо и обслуживание.
- Уверенность в собственной безопасности, и комфорте поскольку везешь себя сам.


Картинка  для размышлений.


Теперь автобус, по факту что сейчас я вижу в своем родном Шымкенте:
- Не четкий график движения, на него нельзя положиться. В результате мы вынуждены закладывать на поездку времени с запасом, или ехать на своем авто. Не видна работа GPS трекеров, на которые выделялись бюджетные деньги, на остановках нет табло с четким временем прибытия.

- К слову, об остановках, каждый кому не лень уже поругал эти открытые всем Солнцам и ветрам конструкции, но по факту это якобы красиво, но в ущерб комфорту. Думаю тема ущербности остановок в Шымкенте уже достаточно раскрыта, поэтому продолжать не буду.

Остановки нового типа в Шымкенте: металлические скамейки, малая вместимость, почти нет защиты от осадков, ветра и солнца, зато огромные рекламные поверхности.


- Антисанитария и неприятный запах, особенно летом. Нам не нравится контактировать с грязными поверхностями, видеть засохшие жвачки на сидениях и заляпанные стекла - и мы едем на машине.

- Давка в часы-пик обычно дело, количество автобусов на рейсе, видимо рассчитывается чтоб потенциальные пассажиры физически поместились в салоне, а с комфортом или нет, до этого никому нет дела. Предугадывая такой сценарий, мы едем на автомобиле.


- Кондиционера нет, или не работает для экономии, жара в салоне. Одна известная шымкентская транспортная компания закупила экономичные автобусы на газу, и даже установила в них WiFi, который почти никогда не работал, но о кондиционерах, которые вроде как являются опцией все дружно забыли, ни слова. Нигде. Вообще. Их действия понятны, про кондиционеры забудем, сэкономим а люди потерпят. Ну а те, у кого есть машина, поедут лучше на ней. Ну а у меня возникает вопрос, какого лешего в самом жарком городе страны с температурой летом под 50 градусов закупили новые автобусы без кондиционеров? Плавимся от жары, зато с Интернетом.

Примечание: на некоторых сайтах указано о наличии кондиционеров в базовой комплектации автобусов Yutong и Golden Dragon, если это так то возможно их просто не включают для экономии, в этом случае это просто преступление против здоровья горожан за деньги налогоплательщиков.

- Музыка если есть, то на вкус водителя, как правило хочется сразу воткнуть наушники и поскорее уже приехать.

- Покрытие городскими маршрутами неплохое, но чем дальше от центра, тем меньше маршрутов, дольше ждать, и хуже сервис. В некоторые места общественный транспорт вообще не едет.


- Стоимость проезда повышается каждый год, при этом нет прозрачного ценообразования. С нами, как с потребителями, никто не делится, откуда берутся эти цифры, при этом уровень сервиса растет несоразмерно повышению тарифов. Максимум, что нам говорят - топливо дорогое, запчасти дорогие, остальное мы без вас посчитали, вам все равно не понять. Мы чувствуем обман и едем на машине.

- Внешний вид автобусов и "членов экипажа". Грязные, со следами мелких ДТП автобусы снаружи, и не менее потрепанные внутри. Чуть менее чем полное отсутствие униформы у водителей и кондукторов, а та что есть, не внушает уважения. Возьмем к примеру пилотов гражданских авиалиний, ты сразу видишь его и уважаешь, тебя везет профессионал, вот к чему нужно стремиться. Работа, конечно местами грязная, но посмотрите архивные записи автобусных перевозок в СССР в 50-60 годах - кузова, блестящие от полировки и строгая униформа водителей. Тогда ведь могли?


Такую униформу мы видели только в день презентации, а жаль.


- Безопасность - отдельная история. Лихачество и ДТП, гонки за прибылью, это все играет не в пользу потребителя. Мы вынуждены доверять свою жизнь незнакомому человеку, и когда ты видишь, как водитель с сигаретой в одной руке, и с телефоном в другой, ловко объезжает по встречке конкурента, остается лишь крепче держаться за поручень и рассчитывать вероятную траекторию падения... Но легче просто поехать на машине.

Гонки за смертью за прибылью

- Этика поведения на дороге в целом так же формирует не самый позитивный облик автобусникам и маршрутчикам. По моему, они самые злостные нарушители, в лучшем случае это просто непредсказуемое поведение на дороге, стараешься инстинктивно держаться подальше. Я когда подъезжаю к остановке заранее перестраиваюсь, поскольку стоять там в два ряда это норма вещей. А, уж не знаю, чисто Шымкентская тема или нет,  но высунутый указательный палец а-ля "дай проеду" наверное знают все наши автомобилисты. Вначале так делали только автобусы и маршрутки, сейчас эстафету принимают и все остальные. Я понимаю, что поездив на автобусе или Газели пару лет ( да еще и в Шымкенте), станешь ассом автомобильного вождения, но ведь это не должно мешать другим участникам движения, верно? Нарушать ПДД в нашем городе пока еще считается "круто", и это отдельная тема для отдельной статьи.


А почему все это происходит? 

Ответ чрезвычайно прост - клиентоориентированность, а точнее ее отсутствие.
Дело в том, что цель транспортных компаний - не уровень удовлетворенности и счастья потребителя, а снижение собственных издержек и гонка за прибылью. Вот где кроется причина и низкого сервиса, и внешнего вида водителей и самих автобусов, давка в салонах, жара из-за выключенного кондиционера и все остальное.

Никто толком не исследует пассажиропоток, не собирает отзывы, и конечно, не работает с ними, пытаясь улучшить сервис. Все улучшения, типа бесплатного WiFi скорее имиджевые, чем реально улучшающие уровень счастья пассажира. Тут работает, тут нет, скорость интернета чисто для галочки.

Я уверен, что зарплата водителей и кондукторов напрямую зависит от дневной выручки, что провоцирует их на гонки и нарушение ПДД. Это в корне неправильно, ведь они лишь должны соблюдать график движения, вплоть до секунд, а о конкуренции, пересечении одинаковых автобусов на одной остановке должна заботиться диспетчерская служба, контролируя автобусы в реальном времени. Представьте, что было бы, если бы машинист поезда метро получал бы зарплату в зависимости от количества пассажиров в его поезде? Он тоже стоял бы на станции пока "не забъет салон", и пытался догнать своего конкурента? Бред, но так у нас все и работает. Получается, что эта ошибка на уровне руководства, ведь ставя дневной план, они с одной стороны защищаются от убыточности, а с другой, перекладывают задачу по организации движения на головы водителей, а вернее, пуская все на самотек.


Что если бы глава автоперевозчиков моего города на годовом отчете говорил бы не об уровне прибыли и количестве закупленных автобусов, а только об одном - на сколько увеличился индекс удовлетворенности ( счастья) среднестатистического пассажира в сравнении с прошлым годом? И как результат, количество выделенных бюджетных денег напрямую зависело бы от этого главного достижения. По моему, на данный момент это фантастика, к сожалению. Без новых законов под это дело никак не обойтись, в случае успеха можно было бы закрыть 90% всех сервисных вопросов в стране, но это уже отдельная тема для обсуждения.

 Говоря о себе лично, я с радостью и гордостью за свою страну ездил бы на общественном транспорте, сидя на удобном сидении и пролистывая любимые сайты,  если бы автобусы ходили предсказуемо и вовремя, были чистыми как и моя машина, где было бы комфортно и прохладно, водитель вез мягко без резких маневров. Уверен, ко мне присоединились бы многие, так же оставив свои машины дома и внеся свой вклад в разгрузку города от пробок и экологическую обстановку.

В заголовке я написал, что знаю что делать, так вот по пунктам все и перечислю:

- Сделать главным критерием успешности индекс удовлетворенности пассажира, в принципе дальше можно не писать, отсюда все и вытекает:
- Привязать к этому главному показателю зарплату водителей и кондукторов
- Никаких планов и дневной выручки, вместо этого четкое движение по графику
- Повысить этику поведения водителей и безопасность общественного транспорта
- Поощрение пассажиров к частому использованию автобусов - проездные билеты со сниженной стоимостью проезда, шкала снижения стоимости проезда в зависимости от частоты поездок.
- Жесткий контроль за перевозчиками со стороны государственных органов, штрафы
- Работающие механизмы гражданского контроля, система доносов, жалоб, и т.д.
- Публичность, прозрачная деятельность и отчеты перед населением со стороны перевозчиков


Спасибо за внимание и я не исключаю, что где-то был неправ, но я ведь диванный эксперт, мне можно. Предлагаю вам поделиться своими мыслями и комментариями под этой статьей прямо сейчас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий